г. Санкт-Петербург, наб. Адмиралтейского канала д.7

8 (812) 645-9-812

Заказать обратный звонок

Сколько благих намерений и радужных планов погребено под руинами самосаботажа! Сколько усилий пошло прахом из-за нашего нежелания доводить начатое дело до конца! Сколько любовных союзов потерпело фиаско из-за немотивированного поведения одного из партнеров… Каждому из нас приходилось сталкиваться с подобными ситуациями, а нередко и являться их печальными участниками. Как правило, спустя непродолжительное время человек раскаивается и искренне не понимает мотивы своего поведения. Бывает и по-другому. Сегодня ваш знакомый увлеченно отстаивает одну точку зрения, а завтра меняет ее на диаметрально противоположную. Для объяснения своего поступка он пытается найти какие-то аргументы, кажущиеся слушателям отнюдь не впечатляющими. В чем же причина столь тревожных метаморфоз и можно ли защититья от подобных неожиданностей?

Бунт бессознательного

В идеале между сознательными и подсознательными мотивами человека должна присутствовать согласованность и гармония. Тогда психоаналитики говорят о целостной, осознанной личности.  Однако в реальности встретить подобное практически нереально, поскольку у всех существует непроработанный пласт проблем различной величины. Даже высококвалифицированному психотерапевту не удастся исследовать абсолютно все глубины этого человеческого «тайника».

Как правило, конфликт сознательного с бессознательным на физическом уровне проявляется ощущением скованности и напряжением мышц тела, соматическими симптомами неясной этиологии, нарушениями сна и т.п. Человек ощущает постоянный недостаток энергии, приступы вялости и сонливости, невозможность сосредоточиться длительное время (или наоборот, зацикленность на определенной теме). Характерными признаками диссонанса является немотивированный гнев, приступы страха, недовольства или апатии и прочие деструктивные эмоции. Психоаналитики утверждают: все это не черты «дурного нрава», а признаки конфликта подсознания с логическим умом.

Теории Фрейда и Юнга

Зигмунду Фрейду принадлежит идея о внутренней раздвоенности у психически здорового человека. Фрейд утверждал, что бессознательное является копилкой наших осознанных мыслей, которые были вытеснены «в тень». При этом наблюдается четкий антагонизм между сознательным и бессознательным, где первое воспринимается как добро и польза, а второе – как демон в бутылке. По убеждению австрийского психиатра, бессознательное формируется за счет вытеснения туда социально порицаемых психологических проявлений. Испытывая определенные чувства, которые не одобряются обществом, человек начинает стыдиться или бояться их. Он скрывает их не только от посторонних людей, но и от самого себя. Вытесняются также болезненные для личности переживания (случаи жестокости и насилия, задетое самолюбие, смерть или предательство любимых людей и т.п.).

Последователь и ученик Фрейда Карл Юнг расширил сферу влияния бессознательного. По его мнению, помимо личных скрытых эмоций там присутствуют вытесненные переживания и поведенческие стереотипы целых народов. Юнг скептически относился к принципу антагонизма между умом и бессознательным, делению на добро и зло. Он полагал, что это – две стороны одного процесса и видел роль бессознательного в обеспечении равновесия психики. По мнению Юнга, поведенческие модели передаются каждому человеку автоматически при рождении. Задача психотерапевта – всего лишь актуализировать их.

Как обуздать «монстра»?

Зигмунд Фрейд разработал специальную практику избавления от диссонанса сознательного и бессознательного. Данная методика получила название психоанализ, поскольку в основе лежит скрупулезное изучение внутренней жизни пациента. Отыскав травмирующий фактор, психотерапевт помогает больному произвести переоценку и гармонично ввести его в сферу прочих факторов. Иногда вычисление скрытых очагов в мозге пациента длится несколько лет, иногда достаточно пары недель. Опытные специалисты не советуют самостоятельно погружаться в дебри самоанализа и проводить рискованные эксперименты со своей психикой. Только участие квалифицированного психоаналитика гарантирует достижение правильного результата и способно взять под контроль этого «монстра».

Философ Николай Бердяев предложил альтернативный подход к решению проблемы. По его убеждению, наряду с бессознательным существует сфера сверхсознания. Это территория властвования не умозаключений или эмоций, а обитель божественной души человека. Несмотря на свою иррациональность, человеческие существа устремлены к Божественной этике. Несоблюдение этих законов проявляется бунтом бессознательного. Путем восстановления душевного здоровья Бердяев считал христианское учение о благодати. Сегодня каждый может прийти в храм или приобрести религиозную литературу, повествующую простым языком о сложных вещах. И пускай в учении о благодати нет слов «психоанализ» или «бессознательное», но это еще один шанс обрести мир в душе.